Счет через 10 для детей

Все первоклассники мучаются, когда сталкиваются с счетом через десяток. То есть сложить «13+5» проблем нет, а сложить «13+8» ‒ уже проблема. Просмотрела Интернет: чаще всего звучит – только зубрежка!

У нашего внука аутизм. Ну не очень суровый, но со сложением и вычитанием очень большие проблемы. Он учится в обычном классе. Вернее, он с классом проходит несколько предметов, а остальные занятия с ним и ещё двумя такими же детишками проводят специальные учителя по методикам, адаптированным к таким деткам. Сейчас он закончил 2 класс.

А дальше речь от имени моего мужа, у которого 40-летний опыт работы в системе повышения квалификации. Именно он занялся решением проблемы.

Я объяснял внуку счет через 10 и при сложении, и при вычитании. Ох уж этот десяток! Как только не пытался ему объяснять и через счётные палочки, и через деньги, ну никак получилось. Посмотрел в интернете как учить счету при переходе через 10. Показал ему эти видео. Не получилось!

Пару месяцев назад я предложил внуку позаниматься на компьютере. Заранее подготовил таблицы в Word таким образом:

счет через десятку

Из таблицы видно, что что десятки обозначены красным цветом, а единицы ‒ черным. В ответе каждый разряд находится в своей ячейке и цвет цифр такой же. Сначала все примеры я готовил не учитывая счет через 10. Объяснил внуку, как вводить цифры с клавиатуры. Для внука это было, как очередная компьютерная игра. И вдруг у него пошло!!!! Он без проблем стал складывать и вычитать числа. Придумал этот метод давно, но такого эффекта я даже не ожидал!

Когда родители приехали, я предложил внуку показать фокус: он за компьютером, родители рядом. Целую страницу примеров он при них решил за 10-15 минут. Для родителей это было сильнейшим шоком.

Мы продолжили заниматься математикой и стали диктанты писать на компьютере. Я понимаю, что диктанты надо вручную писать, но с письмом там тоже большие проблемы. Ему слишком много приходится думать, как писать, а уж задуматься, о чем пишем точно сил нет. А в компьютере здорово, буковки нажимать легче, чем их писать. Опять же вручную писать он быстро устаёт, а в Word можно длинные диктанты писать, дописывать уже сохраненные файлы, а главное у него великолепная память и то, что он написал, запоминает навсегда.

Окрыленные таким успехом, мы приступили к проблеме «счет через 10».

Сначала изучили разложение чисел от 2 до 9:

счет через десятку

Затем стали вычислять по цепочке:

счет через десятку
  1. На какие числа можно разложить «5»? Надо подобрать именно удобную пару.
  2. Число, которое нужно прибавить к «16», чтобы получить «20»
  3. Число, которое осталось от «5»
  4. Прибавляем число, которое осталось от «5»
  5. Конечный результат

Очень легко внук понял сложение и вычитание столбиком, для чего мы изучили понятие «взять взаймы». Просто в каждом столбике мы работаем с цифрами этого столбика, тут уже не важны цвета цифр.

Вот пример. Мы не можем от 7 отнять 8, но если мы берём взаймы один десяток у 5-ти десятков, то от 17 легко отнимем 8:

счет через десятку
  1. Берем взаймы
  2. Раскладываем число «8»
  3. Вычитаем из «17»
  4. Постепенно получаем результат

Внук не всегда с нами. Но по Telegram я отсылаю ему задания, которые он решает за 15 минут.

Я предлагаю вам скачать архив, где есть примеры заданий:

архив заданий
  1. начальные минус и плюс до 10
  2. комплексные
  3. сложные задания
  4. задания для дистанционки
  5. зачем нужна математика (диктант)
  6. разложение чисел (лучше распечатать, чтобы всегда перед глазами при решении примеров)

Каждый вложенный архив содержит файлы заданий:

примеры арифметических действий

Сейчас ушли намного дальше. Примеры:

  • «все действия» на одном листочке и сложение вычитание в строчку, сложение и вычитание в столбик, с без перехода через десяток и с переходом;
  • «три способа» в одной ячейке один и тот же пример решается в столбик, рядом в строчку двумя способами. И сложение, и вычитание с переходом через 10.
  • «новый» сложение и вычитание в столбик и с переходом через 10 и без перехода, а рядом в строчку с переходом через 10.

И такие задания он выполняет каждый день. С перерывами, ошибки бывают, но больше от невнимательности. Когда все три примера без единой ошибки опять все хвалят, называют героем.

Очень трудно было начинать. Важно именно внимание взрослых, объяснение, что его математика нужна не мне, а именно ему. Очень важно чтобы он понял, что его хвалят не за то, что он внук, а за реальные успехи. Когда он решил первые примеры я сказал, что он герой. Он даже этого не осознал. Пошли с бабушкой купили машинку, которую он захотел. Когда родители увидели его «фокус» и искренне похвалили его и дедушку.  

Начнете выполнять задания, имейте в виду, что таблицы отформатированы таким образом, что вводимые данные будут необходимого цвета.

Скопируйте архив заданий тут.

Я надеюсь, что помог родителям. Даже для беспроблемных деток счет через 10 представляет трудность. Будут вопросы, обращайтесь по обратной связи

Оставьте первый комментарий

Комментировать